С 1 января 2022 года любой бизнес в Узбекистане, кто использует онлайн-кассу и электронные счета-фактуры, обязан указывать точные коды ИКПУ при продаже товаров и услуг.
В этой статье рассмотрим, где найти коды ИКПУ, какие последствия могут возникнуть при неправильном их использовании и как система МойСклад упрощает эту задачу.
Что такое ИКПУ
ИКПУ — это идентификационный код товара или услуги в Едином Национальном каталоге продукции. Каждый код состоит из 17 цифр и помогает отслеживать движение продукции на всех этапах — от производства до конечного потребителя. Это обеспечивает контроль качества, происхождения товаров и предотвращает нелегальный оборот.
На данный момент в Национальном электронном каталоге товаров и услуг TASNIF зарегистрировано более 454,5 тысяч ИКПУ:
- для товаров — 453 726 кодов;
- для услуг — 853 кода.
С января по август 2024 года:
- 241,9 тысячи компаний оформили более 29,1 миллиона электронных счетов-фактур, используя 72 287 ИКПУ;
- 187,2 тысячи организаций выдали свыше 702,6 миллиона чеков через онлайн-ККТ, применяя более 143,5 тысячи ИКПУ.
Список кодов постоянно обновляется, поэтому важно следить за актуальностью информации.
На что влияет ИКПУ
Использование ИКПУ предусмотрено при работе с рядом документов:
- Электронные счета-фактуры (ЭСФ): ИКПУ обеспечивает корректность и однозначность информации о товарах и услугах.
- Электронные договоры: наличие ИКПУ при заключении договоров гарантирует, что стороны обсуждают один и тот же товар или услугу.
- Чеки онлайн-кассы: покупатели могут проверить правильность указанных данных и соответствие товара заявленным характеристикам, а также получать кешбэк.
- Товарно-транспортные накладные (ТТН): ИКПУ упрощает учет и контроль движения товаров, улучшая взаимодействие участников логистической цепочки.
Система задумывалась для повышения прозрачности и эффективности торговли.
Из чего состоят коды ИКПУ и какими бывают
Код ИКПУ состоит из 17 цифр, каждая из которых имеет свое значение и структуру. Разберем, что означают эти цифры и как их правильно интерпретировать:
17 цифр складываются в определенной иерархической структуре, где каждая группа цифр отражает определенную характеристику:
- Первые 2-3 цифры: обозначают группу продукции или услуг, к которому относится товар или услуга.
- С 4 по 5 цифры: уточняют класс продукции или услуг.
Каждая последующая группа цифр детализирует товар или услугу, вплоть до конкретной модели, модификации или вида:
- 6 — 8 — позиция
- 9 — 11 — субпозиция
- 12 — 14 — бренд
- 15 — 17— атрибут
Базовые и идентификационные ИКПУ
Все ИКПУ можно разделить на две большие группы:
Базовые — идентификационные коды товарной группы для товаров, не подлежащих обязательной цифровой маркировке. Они оканчиваются на «000 000».
Идентификационные — это коды, которые включают в себя информацию о бренде и свойствах товара (цвет, форма, упаковка и т.д.). Они оканчиваются комбинацией из разных цифр.
С 1 января 2023 года идентификационные ИКПУ присваивают товарам, подлежащим обязательной цифровой маркировке.
Законодательное регулирование
В соответствии с постановлениями Кабинета Министров № 489 от 14.08.2020 года, № 249 от 28.04.2021 года ИКПУ следует отражать в электронных счетах-фактурах, электронных договорах, а также в чеках онлайн-ККМ или виртуальных касс.
Неверное отражение кодов в электронных-счетах фактурах, чеках онлайн-ККМ (виртуальных касс), а также электронных договорах может привести к ошибкам в формировании данных, несоответствию приобретенной (оприходованной) и реализованной продукции.
Справочник кодов ИКПУ и его структура
Все коды ИКПУ собраны в Единой системе электронного национального каталога товаров и услуг на сайте tasnif.soliq.uz. Справочник имеет иерархическую структуру, где коды разделены на группы и подгруппы в следующем порядке:
- группа
- класс
- позиция
- субпозиция
- бренд
- атрибут
В каталоге вы можете искать необходимые коды, сохранять их в личном кабинете и использовать в электронных счетах-фактурах, электронных договорах и онлайн-ККТ.
Либо вы можете автоматически присваивать ИКПУ из товароучетной системы МойСклад. У ней есть интеграция с Национальным каталогом. Заполняйте данные о товарах и услугах прямо из МоегоСклада. Смотрите только последний действующий ИКПУ, даже если ввели устаревший.
Таким образом, в МоемСкладе вы можете вести учет товаров, заполнять по ним актуальные коды ИКПУ, а также — видеть реальную прибыль по каждому товару отдельно и магазину или сети в целом.
Как определить субпозицию ИКПУ
Определение субпозиции — это выбор подходящего значения из предложенного перечня, которое будет использоваться для регистрации товара и присвоения кода ИКПУ в Едином электронном национальном каталоге продукции (товаров и услуг).
Как найти код ИКПУ на портале tasnif.soliq.uz
Существует несколько способов поиска нужных кодов ИКПУ. Рассмотрим основные.
-
Через строку поиска
В строке поиска можно формировать запрос по 7 признакам на выбор:
- расширенный поиск по тексту,
- по тексту (поиск только по базовым ИКПУ),
- по ИКПУ,
- по штрих-коду,
- по коду ТН ВЭД,
- по бренду,
- по номеру регистрационного удостоверения (для лекарственных средств).
-
Электронный каталог
Иногда строка поиска не срабатывает должным образом. В этом случае может помочь «Электронный каталог» на главной странице сайта. Поиск в каталоге можно начать с выбора вида деятельности, далее следуем за выпадающими списками вплоть до нужного товара или услуги.
Если вы знаете хотя бы одно слово из названия группы товара, можно не листать весь каталог, а воспользоваться встроенным поисковиком.
Электронный каталог также доступен в табличной форме, где вы также можете найти нужный вам код. В таблице вы также можете получить информацию о единицах измерения и льготах, прикрепленных к конкретному коду, использовать QR-код или штрих-код, посмотреть карточку товара с его подробным описанием для идентификационных ИКПУ.
-
Поиск ИКПУ через опросник
Пройдите опрос, закрепленный справа под строкой поиска на сайте tasnif.soliq.uz. Последовательно отвечайте на все вопросы, это должно привести вас к искомому коду или к функционалу для подачи запроса на новый ИКПУ.
-
Поиск ИКПУ в каталоге в формате Excel
Актуальный каталог в формате Exсel можно скачать тут.
Нужный вам код найдете через поиск по файлу.
Если нет нужного кода ИКПУ
Если ни один из предложенных способов не сработал и вы не нашли нужный код ИКПУ, вы можете подать заявку на добавление нового кода в каталог.
Как оставить заявку на получение ИКПУ
Чтобы оставить заявку на получение ИКПУ, выполните следующие шаги:
- Поиск: ответьте на вопросы поиска. Если нужный код не найден, переходите к следующему шагу.
- Заполнение анкеты: зайдите на главную страницу tasnif.soliq.uz и нажмите на ссылку «Если необходимый код не найден, оставьте заявку».
Типы анкет
В зависимости от того, что вы запрашиваете (товары или услуги), форма анкеты будет отличаться. Вот что нужно указать для товаров:
- Номер телефона;
- Группа, класс и позиция продукции;
- Наименование, бренд и марка (если есть);
- Подробная информация о товаре (материал, назначение и т. д.);
- Код ТН ВЭД (для импорта);
- Штрих-код (если есть);
- Единица измерения и упаковка;
- Фотография товара;
- Налоговые льготы (укажите документ).
Если у вас нет информации о коде ТН ВЭД или штрих-коде, вы можете оставить эти поля пустыми. Чем более детально заполнена анкета, тем качественнее будет результат.
Время рассмотрения заявок
Заявки рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Время обработки может увеличиться, если требуется больше исследований для классификации товара. Обычно специалисты помогают выбрать подходящий ИКПУ из уже существующих в базе. Новый код вводится только для товаров или услуг, которые не имеют аналогов в классификаторе.
Изменения с 2023 года
Ранее все товары со штрих-кодами EAN получали идентификационные коды. Теперь такие ИКПУ присваиваются только товарам с обязательной цифровой маркировкой. Если для вашего товара в классификаторе уже есть ИКПУ, можно использовать его или тот, что заканчивается на «000 000».
Штрафы за использование неверных кодов
С 1 марта 2023 года за отражение в ЭСФ или чеках контрольно-кассовой техники ИКПУ, не соответствующих номенклатуре приобретенных товаров (услуг) либо особенностям и видам деятельности, наказывается штрафом по ст. 223 Налогового кодекса части 5 — в размере одного процента от стоимости реализованных товаров (услуг), указанной в счетах-фактурах либо чеках ККТ.
Если нарушения касаются большого объема сделок, это может привести к более серьезным последствиям, таким как блокировка налоговых льгот или приостановка операций на определенных товарных позициях.
Как избежать штрафов
Чтобы избежать штрафов за неправильное отражение ИКПУ в электронных счетах-фактурах (ЭСФ) и кассовых чеках, следуйте этим рекомендациям:
-
Контроль оприходования товаров: строго следите за учетом товаров, независимо от того, были ли они куплены или произведены по утвержденным на предприятии нормативам. Товары должны соответствовать вашему виду деятельности.
-
Проверка ИКПУ при оформлении ЭСФ: при оформлении ЭСФ на закупку товаров продавец и покупатель должны повторно проверить соответствие ИКПУ товара актуальной версии на tasnif.soliq.uz. Подписывайте счет-фактуру только после подтверждения правильности ИКПУ.
-
Проверка ИКПУ при переносе в онлайн-ККМ: внимательно проверьте ИКПУ на соответствие товару и актуальной версии на tasnif.soliq.uz. В случае обнаружения ошибки внесите исправления в базу данных онлайн-ККТ и скорректируйте ранее выданные чеки с помощью функционала персонального кабинета на my.soliq.uz.
-
Документация на сырье и готовую продукцию: если вы приобретаете сырье и продаете готовую продукцию, утвердите приказом по предприятию документацию (рецептуру), в которой будет четко указано, из чего состоит реализуемый продукт.
-
Продажа комплектов (лотами): если вы продаете товары комплектами, можете поступить следующим образом:
Утвердите приказом по предприятию нормативы формирования комплектов, то есть дайте расшифровку, что именно входит в каждый комплект.
Либо прописывайте в ЭСФ или чеке каждую позицию, входящую в комплект, отдельно.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам иметь документально оформленную аргументацию на случай спорных ситуаций.
Ответы на вопросы
Это ответы на самые распространенные вопросы.
Система ИКПУ позволяет дистанционно учитывать товарооборот, прослеживать движение продукции и услуг от производителя до потребителя, повышает прозрачность экономики страны и помогает определить налогооблагаемую базу.
Если ИКПУ указан неправильно или отсутствует, продавец не сможет получить положенные льготы на товар, а покупатель лишится кешбэка, который выплачивается только по товарам с актуальным кодами в чеке.
Для проверки ИКПУ можно воспользоваться системой поиска на сайте tasnif.soliq.uz. Найти нужный код можно по названию продукта или услуги, штрих-коду или бренду-производителю.
Если найти нужный ИКПУ не удалось, производителю или импортеру следует подать заявку на его создание в ГНК, воспользовавшись утвержденной формой на сайте tasnif.soliq.uz. Также можно обратиться в налоговый комитет для уточнения соответствующего ИКПУ в конкретном случае.
Как МойСклад упрощает работу с ИКПУ и ведение учета
В системе МойСклад вы можете легко присваивать и проверять ИКПУ для всех товаров в номенклатуре, что ускоряет работу и снижает нагрузку на бухгалтеров.
Также МойСклад поможет автоматизировать работу бизнеса. В любом бизнесе важен порядок. Учет в тетрадке или в Excel удобен только в начале. Потом потребуется контролировать закупки, следить за остатками и денежными средствами. Здесь уже понадобится товароучетная система. Подойдет сервис МойСклад.
Заказы поставщикам. Сервис позволяет делать заказы поставщикам как вручную, так и автоматически — вы ставите количество неснижаемого остатка, программа формирует заказ. Вы сразу видите себестоимость товаров, которая рассчитывается автоматически.
Инвентаризация. Сканируйте штрихкоды всех товаров, что у вас в наличии. Сервис сам определит расхождения между количеством по документам и фактическим наличием.
Печать ценников и этикеток. Используйте готовые шаблоны или добавляйте свои.
Гибкое управление ценами. Массово редактируйте цены. Устанавливайте различные типы цен, скидки. Ставьте запрет скидок на выбранные товары.
Борьба с воровством. МойСклад помогает бороться с нечистыми на руку сотрудниками. Сервис делает все процессы прозрачными, каждое действие отражается в системе.
Торговые документы. Более 100 форм накладных, актов, счетов, договоров и других документов — заполняйте, печатайте, отправляйте.
Все процессы по продаже и учету товаров — рабочее место кассира, складской учет и CRM в комплекте.
- контролируйте остатки на складах и товаров на реализации;
- создавайте заказы поставщикам на основе статистики продаж или неснижаемого остатка;
- смотрите реальную прибыль по каждому товару;
- печатайте ценники и чеки, более 100 готовых форм документов;
- работайте с маркированными товарами;
- быстрый старт, поддержка 24/7, есть бесплатный тариф.