Складской учет ведут розничные и оптовые магазины, производственные компании, а также продавцы в онлайне.
Склад — это место, где хранятся товары до момента продажи. Важно в любой момент времени знать, какая продукция, в каком количестве и на какую сумму есть в наличии — для этого и применяют складской учет.
Задача — фиксировать каждую единицу товара и ее перемещение. Если все делать правильно, данные по факту и по документам будут совпадать.
Разбираем, что такое складской учет, какие документы нужны на каждом этапе и как вести его с минимальными затратами времени и без ошибок.
Работа склада — это масса рутинных операций: прием, отгрузка, перемещение, списание и т.д. Ускорить их выполнение можно с помощью автоматизации в МоемСкладе. Подключение с любого устройства. Техподдержка помогает с настройкой 24/7. Попробуйте, это бесплатно.
Складской учет — это хранение и обработка данных по товарам, сырью, полуфабрикатам, финансовым ресурсам. Здесь не учитываются незавершенное производство, активы и основные средства.
Сотрудник, который ведет складской учет, фиксирует на бумаге, в Excel-таблице или в специальной программе все операции, связанные с хранением и движением товаров.
К ним относятся:
Благодаря складскому учету в любой момент времени можно уточнить, какой товар, где, в каком количестве и на какую сумму есть на складе. Вести продажи и получать прибыль без представления о запасах, их местонахождении и стоимости в деньгах невозможно.
Если номенклатуры много, важно, чтобы сотрудники могли быстро найти нужные позиции. Поэтому складской учет предполагает группировку товаров по сортам и партиям (о видах учета — далее в статье).
Так удобнее регулировать ассортимент: выявлять, какие наименования пользуются спросом, а какие приводят к «затаренности» на складе, своевременно находить товары с истекающим сроком годности и снижать ценник, чтобы успеть их распродать.
Порядок в документах экономит время сотрудников на поиски, подсчеты и сверки, упрощает сбор статистики для анализа и решение возможных проблем: кражи, просрочки и т.д. Это касается как бумажных, так и электронных документов.
Контроль снижает риск потерь, порчи и воровства со стороны персонала, так как в документах фиксируется путь каждой товарной позиции.
Когда сотрудники могут назвать точное количество единиц товара по определенным категориям, это помогает строить более точные планы закупок, контролировать показатели продаж: объем, сроки расчетов с поставщиками, оборот товаров по группам.
Для ведения документооборота удобно все действия на складе рассматривать как три основные операции — поступление, хранение и расход.
Процесс включает несколько этапов:
За сохранность продукции на складе ответственность несет доверенное лицо, как правило, кладовщик. Он возмещает ущерб, если обнаружится недостача или порча товара.
Отслеживать это позволяет инвентаризация — проверка складских запасов с целью сопоставить их с данными в учетной системе.
Иногда в ходе инвентаризации выявляется пересортица — расхождение между фактическим количеством товаров определенного вида и количеством в учетных документах. Она подлежит списанию.
Списание товара — снятие его с балансового учета и перевод в категорию убытков. Списывают устаревшие, бракованные, поврежденные и просроченные товары.
Складской учет разный в зависимости от того, какой продукцией торгует компания. Как правило, ее распределяют по срокам и сортам.
Есть 4 основных вида складского учета:
Будьте готовы к тому, что 2 последних типа учета потребуют большей складской площади. От вида учета зависит документальное сопровождение. Если для сортового и номенклатурного метода достаточно заполнять учетные карточки, для остальных нужно вести ведомость складского учета. Подробнее о документообороте — далее.
В Узбекистане складской документооборот регулируется национальным законодательством, включая Закон «О бухгалтерском учете» и соответствующие положения Министерства финансов.
Предприятия могут разрабатывать собственные формы, при условии соблюдения установленных требований к первичным учетным документам.
Основные этапы складского учета и соответствующие документы
Этап учета | Документы |
Поступление товаров |
Накладная от поставщика, приходный ордер, акт приемки. |
Хранение товаров |
Карточка складского учета, товарный ярлык |
Перемещение товаров |
Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная |
Отпуск и списание |
Накладная на отпуск, акт о списании |
Чтобы сэкономить время на оформлении документов и избежать ошибок, используйте систему учета МойСклад — она полностью соответствует требованиям законодательства в Узбекистане. Каждую операцию из таблицы выше вы будете делать в 3 раза быстрее, а главное, точно. Внутри есть необходимые шаблоны. Регистрируетесь и начинаете работать. Попробуйте, это бесплатно.
Жестко определенных законодательством форм нет. Их меняют под специфику организации и бизнес-процессов.
Документы можно составлять как вручную на бумаге или в таблицах Excel, так и в специализированной системе документооборота. Все зависит от объема номенклатуры и ассортимента. Чем больше — тем сложнее вести учет «на коленке». Появляется необходимость в автоматизации.
Способ ведения учета | Стоимость | Когда подходит |
Бумажный журнал учета |
Бесплатно |
Номенклатура не больше 5‑10 единиц и автоматизация не нужна |
Таблицы Excel |
Бесплатно |
|
Специализированные программы |
Платно или бесплатно |
Большой ассортимент, нужна интеграция с кассой и автоматизация типовых процессов |
Распространенный и самый простой вариант ведения складского учета — ручной учет в Excel‑таблицах. Сотрудники склада в свободной форме заносят информацию о приходе и движении запасов. В Excel обработка данных технически возможна только на самом примитивном уровне — подсчеты сумм.
Плюс этого способа — бесплатно. Пожалуй, он единственный. Минусов гораздо больше:
Чем больше объем номенклатуры и ассортимента — тем сложнее вести учет «на коленке». Появляется необходимость в автоматизации.
Альтернатива ручного способа — автоматизация с помощью специальной программы. Она решает все проблемы, перечисленные выше, так как:
Складского ПО много для разных видов бизнеса и с разным объемом функционала. Далее — список 5 лучших сервисов на ваш выбор.
Это онлайн-сервис для магазинов, онлайн-продаж и общепита.
Есть десятки интеграций с торговым оборудованием, платежными системами, службами доставки, маркетплейсами, Telegram.
Для ведения складского учета:
Помимо учетных функций, МойСклад позволяет ставить задачи сотрудникам, обрабатывать заказы, работать с базой клиентов, следить за производством и сборкой товаров, за несколькими подразделениями и филиалами в одном окне.
Есть пробный период на 14 дней для всех возможностей и любого количества сотрудников и бесплатная версия для одного пользователя навечно.
SmartUp — облачная система, предназначенная для автоматизации управление товарами, финансовыми операциями и анализ данных. Она подходит для магазинов, телекоммуникации, строительства, машиностроения, и может быть использована для управления складскими операциями.
1С: Розница позволяет организовать учет в отдельных торговых точках и в сетях, подойдет как для малого, так и для среднего бизнеса. Есть локальная и облачная версия. Программа заточена под розничную торговлю — в ней можно вести товарный учет, смотреть аналитические отчеты, планировать закупки, управлять персоналом.
Предлагает широкий спектр решений для автоматизации продаж и управления складом. Компания предоставляет комплексные инструменты, которые подходят как для розничных, так и для оптовых магазинов, а также для сетевых и интернет-магазинов.
Sellerpeak24 — комплексное решение для автоматизации складского учета и управления продажами
Sellerpeak24.uz — это ERP-система, разработанная для автоматизации складских процессов в Узбекистане. Программа позволяет контролировать остатки товаров, управлять продажами и финансами, а также интегрироваться с кассовым оборудованием и CRM-системами. Решение подходит как для небольших складов, так и для крупных логистических сетей.
МойСклад упрощает все операции (приемку и отгрузку товара, перемещение, инвентаризацию, списание и оприходование), позволяет организовать эффективный складской учет и печатать документы.
В любой момент времени у вас будет полная и достоверная информация о положении дел на складе, о движении товаров и денежных средств. Нужно лишь зарегистрироваться в сервисе, заполнить данные и начать вести учет всех видов товаров и материалов, смотреть данные об остатках, оборотах и себестоимости в режиме реального времени.
Закупите оборудование
В МоемСкладе есть все, что нужно для эффективного складского учета:
Вы можете отправлять документы по email и выгружать в Didox. Все данные надежно защищены, а доступ к системе открыт 24/7.
Адресное хранение позволяет указывать складские ячейки для товаров, чтобы знать, где находится та или иная позиция. Система подскажет, куда лучше поместить вновь полученный товар, и сформирует лист подбора для ваших кладовщиков при подготовке отгрузки.
Учет по сериям и срокам годности — работает для конкретных товаров или их групп. Позволяет принимать, отгружать, перемещать и возвращать товар определенной серии. Продавайте товар с более ранним сроком годности в первую очередь и списывайте просроченную продукцию.
В МоемСкладе поддерживается любое количество складов и мест хранения, производственные рецепты и операции, работа со штрих-кодами, серийными номерами и модификациями товаров.
Помимо складского учета МойСклад умеет:
Есть возможность присваивать статусы, чтобы смотреть информацию отдельно по новым заказам, возвратам, подтвержденным заказам и т.д. В системе можно резервировать товар, выставлять счета и контролировать их оплату.
Например, отчет «Прибыльность» показывает динамику продаж по товарам, сотрудникам, покупателям, каналам.
В отчете «Движение денежных средств» — баланс на начало и конец заданного периода.
Отчет о прибылях и убытках показывает доходы, расходы, рентабельность продаж.
Также есть отчеты по остаткам, оборотам, контрагентам, задолженности и т.д. Можно настроить рассылку данных на электронную почту.
Дополнительно — информация об операциях на каждую дату — все платежи и суммы по ним, время проведения, контрагент, статус документа.
Вот наиболее распространенные ситуации.
Все материальные ценности, которые используются в производстве и для управленческих задач. Это готовая продукция, сырье, материалы, полуфабрикаты, тара, хозяйственный инвентарь. Сокращенно их называют ТМЦ или МПЗ — материально-производственные запасы.
ЭДО упрощает складскую логистику, ускоряет создание документов и уменьшает количество ошибок в учете, что в конечном счете сокращает расходы предприятия.
Укажите в учетной политике:
При внедрении электронного документооборота нужно определить роль и ответственность каждого сотрудника, разработать схемы и этапы согласования и подписания документов.
Кроме того, важно выбрать оператора, который вам подходит, получить электронную цифровую подпись и учесть возможность интеграции ПО с учетной системой.
МойСклад работает с 2007 года, офис в Ташкенте с 2022 года, есть бесплатная поддержка и бесплатный тариф без ограничений по времени.
Сервис поможет избавиться от рутины и ошибок в учете.